Блог

Как формируется наш контакт с телом

Младший сын очень любит подсаживаться ко мне на диван и «выдавать» ножки, чтобы я их гладила. Если я вдруг прикасаюсь как-то не так или не там, он сразу же поправляет, четко объясняя, как и где ему хочется.

Каждый раз я думаю – вот прекрасный пример человека, у которого отлично настроен контакт со своими нравится/не нравится и сформирован навык говорить другому о своих телесных желаниях (или нежеланиях). Он вдохновил меня на написание лонгрида о том, откуда же у человека берутся эти способности.

Начинается все с первых дней жизни вне маминого животика. Все дети рождаются со способностью испытывать ощущения. Но сначала их мозг не способен понять, где именно им приятно или дискомфортно. Их ощущения генерализованны. Болит ли животик, голова или просто неприятен мокрый подгузник – младенцы реагируют всем своим телом и совершенно одинаково. Это сильно усложняет жизнь ухаживающим взрослым, потому что сначала совершенно непонятно, что конкретно не устраивает малыша.

Но ребенок будет расти, а его мозг будет развиваться. В первые годы происходит сенсорная интеграция – упорядочивание телесных ощущений мозгом ребенка, формирование способности нервной системы получать, анализировать сигналы от органов чувств и адекватно управлять телесной реакцией. Это еще можно назвать телесным интеллектом.

На этот процесс могут повлиять 2 момента:

✅️ Индивидуальные особенности нервной системы ребенка.

Есть дети с нормальной, «стандартной» нервной системой. Есть с высокочувствительной нервной системой. Высокочувствительные дети могут быть с повышенной телесной чувствительностью – им могут мешать швы на одежде, «колоть» хлопковые майки, раздражать прикосновения травы или песка.
И могут быть с пониженной телесной чувствительностью, т.е. для того, чтобы их мозг получил сигнал, прикосновения должны быть достаточно сильными. Такие дети могут любить спать под тяжелыми одеялами, биться плечами о стены, любить очень крепкие объятия, тисканья.

Мой старший ребенок именно такой – ему не интересны нежные поглаживания, ему нравится, когда я заворачиваю его в одеяло и делаю «сосиску», когда зажимаю его в углу дивана и довольно сильно шлепаю бамбуковыми вениками. Дети-кесарята достаточно часто имеют именно такую особенность нервной системы.

Как вы понимаете, дети со «стандартной» нервной системой будут осваиваться в своем теле и ощущениях легче и проще, чем высокочувствительные. Очень упрощая, можно сказать, что вся информация будет поступать в мозг быстрее и без дополнительных препятствий, а мозг будет ее оценивать более адекватно, с меньшим числом искажений. Число высокочувствительных детей стремительно растет, и вполне возможно лет через 50 именно такой тип организации нервной системы станет новым вариантом нормы, поскольку станет статистически превалирующим.

✅️ Качество контакта и ухода.

То, как ухаживающие взрослые и, прежде всего, мама строят свои отношения с ребенком, оказывает огромное влияние на всю будущую жизнь человека. Сначала идеальное воздействие идет по 2 направлениям: создание благоприятных условий для развития сенсорного (телесного) опыта ребенка и развитие его способности понимать свои ощущения.

Благоприятные условия для развития сенсорного опыта – это безопасный, постоянный и разнообразный телесный контакт ребенка со Взрослым и окружающим миром. Здесь не нужно ничего сверх, достаточно элементарных вещей: разные прикосновения, поцелуи, возможность взаимодействовать с разными субстанциями (твердые предметы и еда, мягкие предметы и еда, вода (теплая/холодная), песок, снег, пластилин, грязь (мокрый песок) etc.

Во время одной только прогулки ребенок может контактировать с травой, асфальтом, песком, мягким покрытием на площадке, железом горок и лазалок, деревом! Дома есть плитка или паркет, мягкий коврик, разная фактура одежды, постельного белья, полотенец. Ношение в слинге или просто на руках прекрасно стимулирует сенсорное развитие ребенка.

Ребенку важен баланс между «быть на руках» и «быть отдельно». Сначала малыш почти 24/7 находится в телесном контакте с мамой или другим ухаживающим. Но с каждым месяцем количество «самостоятельного» времени будет увеличиваться. Когда ребенок подрастает и его уже не нужно носить на руках, то остаются объятия, поглаживания, игровые массажики типа «рельсы, рельсы», «сорока-воровка». Вплоть до среднего школьного возраста ребенок нуждается в тактильных ритуалах перед сном. Телесный контакт нужен детям любого возраста, даже подросткам! Посидеть в обнимку во время просмотра кино или чтения – это святое 🤗

Высокочувствительному ребенку нужна «прицельная» помощь. Важно следить, чтобы не было перегрузок. Важно, чтобы тип телесного контакта подходил ребенку. Как в сказке про Машу и медведей «не больше, не меньше, а в самый раз». Иначе силы организма будут направлены на преодоление постоянного стресса, а не рост и развитие. И если сейчас вы подумали «конечно, она все это знает, потому что психолог, а что делать обычным родителям» — поверьте, когда Саша родился – я не была психологом и абсолютно ничего не знала о сенсорной интеграции и высокочувствительных детях. Именно его непохожесть на других детей и моя неспособность понять, что и почему с ним происходит, привели меня к изучению психологии и физиологии нервной системы. Все мои знания сейчас – это результат необходимости решать множество проблем, подаренных мне материнством

Параллельно с этим Взрослый учит ребенка понимать, что с ним происходит. Сначала он следит за реакциями и сам объясняет ребенку, когда ему хорошо или плохо: «малышу нравится, когда ему гладят спинку!» или «малышу не нравится, когда снег холодный». Когда ребенок подрастает и сам научается различать свои состояния, мы начинаем его спрашивать нравится или нет ему какое-то прикосновение, температура воды/еды.

Здесь начинается третье направление: Взрослый учит ребенка говорить о том, что ему нравится и не нравится! Учит ребенка, что его тело принадлежит только ему и только ребенок решает, что он разрешает Другому, а что не разрешает. Это формирует здоровые границы, уважение к своим желаниях/нежеланиям и навык их озвучивания.

И как вы понимаете, чтобы взрослый мог всему этому научить ребенка, он должен сам все это уметь. Тут кроется главная причина тех проблем в контакте со своим телом, которые есть у нынешних взрослых.
Наши Взрослые не только сами не были в контакте со своей телесностью и желаниями, а значит не могли научить нас маленьких! У большинства их телесность была травмирована жесткими запретами и насилием. Как мать может научить своего ребенка быть бережным со своим телом и говорить «нет», когда ему не хочется обниматься, если сама она привыкла, что ее тело – это собственность мужа и право на «нет» полностью отсутствует в ее картине мира?

Во время сессий биодинамики я спрашиваю клиента о его ощущениях в данный момент. И нередко слышу в ответ «ничего не болит». Когда я уточняю, а какие еще есть ощущения, кроме отсутствия боли, клиент (чаще всего это мужчины) просто теряется. Он не понимает, о чем я спрашиваю. Потому что он может чувствовать свое тело, только когда оно болит. Есть дискомфорт – есть ощущения. Нет дискомфорта – нет ощущений. Почему? Потому что совершенно не развита способность чувствовать Приятное. Почему? Например, потому что в детстве сначала воспитывали по Споку и «не приучали к рукам». Потом ребенок подрастал и телесный контакт с матерью тем более становился запрещен – из него растили «настоящего мужчину», а не «маменькиного сынка». И мальчик рос в тотальном дефиците приятных ощущений. А если (когда) родители его били в воспитательных целях, то в голове формировалась связь «любовь=боль», ведь родители были любимыми, и они своим битьем «хотели лучшего».

С девочками случалось схожее. Какое количество отцов давало дочерям здоровый телесный контакт? 1 из 1000? Из 100 000? Из миллиона? И тогда, если единственной формой физического контакта между дочкой и отцом было битье, то девочка выучивала «бьет – значит любит».
А еще популярная установка — «терпи», которая трансформируется потом в «не чувствуй».

В общем, я тут могу еще на пару листов А4 развернуться, но уверена, суть вы поняли.
У большинства современных взрослых формирование здорового контакта со своей телесностью было нарушено в раннем детстве, что привело или к потере этого контакта или к его искажению.
Хорошая новость в том, что наша психика пластична, и новые нейронные связи могут создаваться всю нашу жизнь. А значит мы можем решать свои проблемы, осваивать новое и развивать уже имеющееся!

Это можно делать самостоятельно. Можно воспользоваться помощью специально обученного человека 😊

Помните, ваш хороший контакт со свои телом, широкая палитра вашей чувствительности и удовольствия – это не только лучшее качество вашей жизни.

Это огромное вложение в качество жизни ваших детей!