Блог

Ребенок в больнице — как помочь ему пережить этот опыт ч.4

Начало: ч.1, ч.2, ч.3

Итак, с чем чаще всего ребенок сталкивается в больнице:

✅с невозможностью физического сопротивления и тем более бегства,

✅ с диссоциацией,

✅ замиранием,

✅ состоянием отключки в момент наркоза,

✅ становится свидетелем страдания других детей.

Теперь вы понимаете, почему активное сопротивление здоровее, чем покорное принятие.

✅ Чем активнее через тело мы выпускаем свои эмоции в стрессовой ситуации, тем ниже риск развития травмы. Плач и крик сюда же.

Упасть на кровать, побить подушку, попинать кровать ногами и поплакать в голос – экологично и действенно. Даже просто закатить родителю скандал и выкричаться о том, как тебя все бесит/больно/устал/хочешь уйти/хочешь взорвать эту больницу со всеми врачами – это путь к здоровью!

❗Взрослому тут важно НЕ прерывать процесс, не пытаться переключить внимание ребенка. Задача взрослого – создать для ребенка ощущение безопасности, чтобы ребенок смог разрядиться.

Малышей важно качать на ручках! Носить на ручках, качать и давать им выплакаться. Если ребенок, что называется, побьется в истерике, но потом успокоится в ваших объятиях – это хорошо!

✅ Здоровая реакция организма при выходе из наркоза – дрожь в теле. Теперь вы понимаете, что ее важно не прерывать, не глушить успокоительными.

Ребенок может пугаться дрожи, поэтому взрослому важно успокоить и помочь пройти через эти ощущения. Можно держать за ручку и повторять – я с тобой, это просто дрожь, это нормально, я с тобой.

Дрожь может проявиться в разное время – у кого-то сразу, у кого-то позднее. У нас это случилось через 1, 5 дня после операции. Потом я узнала, что примерно столько действует блокада, которую ставят в конце операции.

Дрожь можно испытать не только после наркоза! Это может произойти и просто после сильного потрясения.

❗❗❗   Мы можем помочь телу разрядиться через покачивание. Можно взять ребенка на руки или посадить себе на колени, одной рукой держа его под коленями, а второй – под мышками. И просто качать, как вы качали его в младенчестве. Это – один из приемов вибрационного холистического массажа ❤️ палсинга. Можно покачивать и ребенка, лежащего на кровати.

Покачивание не только дает выход энергии стресса, но и возвращает к связи со своим телом!
Наркоз, обезболивающие и успокоительные препараты, равно как и диссоциация и замирание нарушают связь с телом. И важно эту связь восстановить.

Конечно, не каждый наркоз, укол и анализ крови нарушит связь с телом! Чем здоровее система ребенка, чем меньше она до этого подвергалась воздействию сильного стресса, тем больше у нее «запас прочности» и возможности к адаптивности!

Но помните, я в первом посте писала о факторе too much — если после единичного укола организм сразу оправляется, то после 10 уколов ему может потребоваться помощь.

Мягкие покачивания палсинга – внешне совершенно просты, но эффективность их очень сильна. ❤️ Не зря палсинг считается не только методом телесной психотерапии, но и способом реабилитации!

❓Как еще можно помочь ребенку оставаться в контакте с собой и телом в момент пугающей или болезненно манипуляции?

💫Через дыхание!

Малыш, смотри мне в глаза и дыши!
И сами смотрите в глаза и дышите максимально спокойно. В идеале, выдох должен быть длиннее вдоха.
Можно рисовать дыханием квадрат: на вдохе рисуем 1-ю сторону, на паузу после вдоха 2-ю, на выдохе 3-ю, на паузе после выдоха 4-ю. И снова сначала.

Конечно, маленький ребенок, да и просто ребенок, который напуган и испытывает боль, далеко не всегда сможет перестать кричать и начать спокойно дышать. И это ОК!
Пробуйте тренироваться заранее, повторяйте из раза в раз. И сами дышите с ним рядом.

🙏 Еще может помочь держать за ручку и акцентировать внимание ребенка на ощущении своего тела (руки) – смотри, я рядом! Я держу тебя за руку! Ты чувствуешь? Я рядом, я с тобой!

❗❗ Все техники, концентрирующие наше внимание на ощущении своего тела, считаются заземляющими, а через это заземление успокаивающими, дающими чувство опоры и уверенности.

😒 Во время манипуляций ребенок может впадать в состояние замирания и/или диссоциировать.

Внешне может казаться, что ребенок просто спокойно лежит. И врачи могут за это хвалить, мол, смотрите, какой хороший.

❗❗ Но такое состояние очень отличается от просто спокойного лежания. И это видно по лицу ребенка и его глазам, по почти отсутствующему дыханию. Ребенок вроде и есть, но словно его и нет.

Важно вернуть ребенка в живое состояние.

✅ Для этого можно опять же взять его за руку, позвать – малыш, я здесь, я рядом, посмотри на меня, давай вместе подышим, смотри на меня – вдох, выдох, вдох, выдох…

Прикосновения и дыхание помогают снова ощутить свое тело.

Если состояние замирания продолжается и после манипуляции, то можно покачать ребенка, погладить, сделать игровой массаж типа «рельсы, рельсы». Или посмеяться! Смех тоже целителен!

❗ В больнице ребенок невольно становится свидетелем переживаний других детей. Это может пугать, а особо яркие эпизоды повышают риск получения так называемой травмы свидетеля.

И тут как всегда до этого – стараемся все объяснить, чтобы снизить уровень тревожности, максимум телесного контакта, объятий, поцелуев. И, конечно, по возможности минимизировать ситуации, когда ребенок может стать свидетелем чужой боли и страха.

Целительной практикой может стать проигрывание событий с финалом, в котором ребенок может почувствовать себя победителем. Рыцарем, который сражался с трехглавым чудовищем и победил его. Иногда дети сами могут придумывать похожие терапевтические сказки.

❗ Повторюсь, здоровая психика всеми силами будет искать способ справиться с полученным опытом и интегрировать его максимально бережно.

Но обращу внимание – важно не само проигрывание события, это может привести в повторной травматизации! Важно, чтобы это событие в игре/сказке заканчивалось для ребенка победой! Ощущением эмоционального подъема и силы.

На этом почти все! Окончание в следующем посте.