Блог

Ребенок в больнице — как помочь ему пережить этот опыт ч.2

Продолжаю рассказывать о том, как помогала своему сыну снижать риски развития психологической травмы из-за попадания в больницу и операцию.
Начало тут

Сегодня хочу рассказать об устройстве нервной системы и вариантах реакции организма на стрессовое событие. Без понимания физиологии невозможно понять, что, как и почему нужно делать, чтобы снизить риск развития травмы. Дальше в тексте стрессовое событие я буду называть стрессором.

Нашу нервную систему принято делить на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (двигательные и сенсорные нервы за пределами ЦНС).

Периферическая в свою очередь делится на соматическую и вегетативную/автономную. Разумеется, они все взаимосвязаны.

Но когда мы говорим о реакции организма на стресс, мы в первую очередь начинаем говорить о вегетативной нервной системе. Она тоже делится: на симпатическую (отвечающую за активацию) и парасимпатическую (отвечающую за расслабление).

Симпатическая нервная система (СНС) отвечает за нашу мобилизацию в случае возникновения стрессора. Ее задача – сделать так, чтобы мы выжили.

Когда стрессор расценивается нашим мозгом, как угрожающий целостности нашего тела или жизни вообще, врубается СНС и программа «Бей или беги». Если мы можем попробовать противостоять угрозе, мы с ней сражаемся. Если не можем противостоять – убегаем.

Тут маленькое отступление про область в нашем мозге, которая называется миндалина или амигдала. Она отвечает за чувство страха и агрессию. Когда миндалина получает сигнал, оценивающийся как страх, она активирует нашу агрессию.

Но мы – социальные существа, у нас есть лобные доли головного мозга, которые отвечают за умение контролировать свое поведение. Именно поэтому большинство из нас во взрослом возрасте не устраивает драку, если мы стоим в очереди уже полтора часа и вдруг появляется некто, кто хочет влезть перед нами.

Но ещё одно но 😊 когда мы говорим о детях, особенно дошкольного возраста, то функция контроля за поведением у них еще очень незрелая. Вы можете сто раз повторять ребенку, что не надо толкать малыша, который без спроса взял у него лопатку. И ребенок даже сам может вам говорит, что толкаться нехорошо, но… происходит инцидент, миндалина активирует агрессию, а лобные доли еще не способны остановить неэкологичное проявление чувств.

И все, у кого есть дети старше 7-8 лет, наверняка, смогут проследить изменения, которые происходили с реакциями детей с возрастом.  Если 2-летка не мог контролировать себя вообще, то ребенок в 4 года уже способен выдержать дольше и, например, будет толкаться и скандалить, только если лопатку у него отбирают третий раз за 2 минуты. А в 5-6 лет выдержки хватает еще больше, особенно если в целом ребенок сыт, выспат и в хорошем настроении.

Базовый уровень стресса напрямую влияет на наши реакции. Мозг человека, находящегося в состоянии хронического стресса, видит угрозу там, где для «обычного» человека все норм.

Как это связано с больницей, операцией и манипуляциями? Напрямую.

Агрессия, которую может проявлять ребенок по отношению к происходящему – нормальна! Она может принимать форму как физической агрессии – ребенок может пытаться драться, кусаться, щипаться. Так и вербальной – кричать и ругаться. Мой 5летка обычно выбирает именно второй вариант, прекрасно понимая, что физически он самый слабый, а вопли и ругательства попадают прямо в цель.

Более того, если ребенок сопротивляется – это очень хороший знак! Потому что активное проживание стрессового события является хорошей профилактикой развития психологической травмы.

И наоборот – когда мы сдаемся морально и физически, либо, когда мы не может активно сопротивляться под действием, например, успокоительного или запретов, повышается риск того, что стрессор не будет переработан нашей психикой и перейдет в разряд травмы, в том числе и ПТСР – посттравматического стрессового расстройства.

Поэтому задача родителя – помогать ребенку активно, но максимально экологично проживать его программу сопротивления. И ни в коем случае не ругать, не стыдить, не запрещать проявления ярких негативных чувств.

Даже если у ребенка не получается вести себя так, как считается социально приемлемым. Ему страшно и больно. И он борется изо всех сил! И не его вина, если взрослые – родители или медики не могут понять причину его реакций.

Как помогать проживать сопротивление?

Если ребенок еще совсем маленький, младше 3 лет и вербальные объяснения бесполезны, то важно стать максимальной защитой для ребенка.

Принимать и ВЫДЕРЖИВАТЬ его слезы, его боль, его страх. Держать на руках, качать, давать грудь, петь колыбельные, повторять «мама рядом, мама любит тебя, мы справимся». Текст, конечно, можно подставить свой, но посыл должен быть именно такой – я рядом, что бы ни случилось, я буду тебе помогать и вместе мы справимся.

Если ребенок уже старше 3 лет, то, во-первых, вспоминаем все, о чем я писала в предыдущем посте и стараемся заранее подготовить ребенка.

Это не снизит боль! Но может снизить уровень страха и может дать инструменты психике для проживания опыта.

Во-вторых, тоже даем физический контакт, ощущение защиты и принятия ЧТО БЫ НЕ ПРОИСХОДИЛО + показываем варианты более экологичного проживания эмоций.

Наша задача дать ребенку опору и показать приемлемые способы активного проживания стрессора.

Важно! Не обесценивать, не отрицать чувств ребенка! Его боли и страха. Не разрушайте его связи со своим телом! Но объясняйте, что и почему происходит и что с этим можно сделать! И когда сделать ничего нельзя – нельзя избежать операции, уколов, перевязок – дайте ему уверенность, что он справится! Что вы будете рядом и поможете.

Дайте ему эту уверенность словами через рот и своим физическим контактом с ним.

Этим вы снизите уровень тревожности и страха, а значит и необходимости яростно противостоять происходящему. И дадите ребенку больше уверенности в себе и сил, чтобы справиться.

На сегодня все.
В следующий раз я расскажу о том, как реагирует наш организм на ситуации, когда программа «бей или беги» уже не помогает